
Долгое время в странах Запада превалировала идея, что проблемы с Советским Союзом были результатом коммунистической идеологии и желания обратить в эту идеологию весь мир. Поэтому казалось, что коль скоро идеология ушла в небытие, то вместе с ней ушли и проблемы.
Благодаря Путину стало понятно, что проблемы эти имеют значительно более глубокие корни в самом государственном устройстве, которое сложилось исторически, в той основе, которая была заложена ещё в 13 веке князем Ярославом Всеволодовичем и сыном его Александром Невским. Эти князья полностью порывали с европейскими традициями Киевской Руси и Новгорода, которые, впрочем, никогда не были сильны в междуречье Волги и Оби, а эта территория становилось частью монгольского улуса, перенимая государственность у Великой Монгольской империи в период наибольшего её расцвета.
Эта монгольская закваска дала отличные всходы на многих территориях Евразии, не только в Московском княжестве. Потом Романовы как не пытались насадить европейство там, где укоренилось татарство, это европейство росло чахлым и кривым. Пётр недаром строил Петербург на западной окраине страны, там, где был хоть какой-то шанс сделать европейский город. А патриархальная Москва оставалась городом коронации императора 1/6 части земной суши, там были корни Московского царства, которое Пётр назвал Россией.
Куда стремилась Монгольская империя? К последнему морю, сиречь, захватить всю землю. Этот драйв остался у Московского царства, хотя цари соизмеряли свои аппетиты с реальностью. Идея мировой революции (с центром, естественно, в Москве) было самое Оно, на что всеми фибрами отзывалась истинно великоросская душа. Монгольская, наверное, тоже, но у них уже сил не было.
Сейчас уже коммунистические идеи утратили свою привлекательность, но пока Москва крепка, она сохранит этот драйв: расширяться, в идеале - до последнего моря. Хотя, надо отдать должное, романовская прививочка европейства на русской почве разрастается, корневая система его становится всё крепче, даже когда рубят крепкие растения, а другие ростки прикидываются травой. В общем, очень интересно, как дальше будет всё это развиваться. Я надеюсь на европейскую Россию или несколько русских стран с разной степенью европейскости.